Прошлый обзор практики судов по делам о защите интеллектуальных прав был выпущен ВС еще в 2009 году, совместно с сейчас упраздненным Высшим арб судом РФ. С того времени случились значительные изменения как в законе, так и в практике правоприменения судов всех уровней, что и стало причиной потребности нового обобщения подобающих норм.
Верховный суд РФ обобщил и обнародовал обзор практики разбирательства коллегиями суда по гражданским делам, по экономическим спорам, по административным делам Верховного Суда РФ, Сою и арбитражными судами дел, связанных с разрешением споров о защите интеллектуальных прав. Такое обобщение практики по интеллектуальным спорам сделано в первый раз с момента опубликования коллективного постановления пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 26 марта 2009 г. № 5/29 «О некоторых вопросах, появившихся из-за введения в воздействие части четвертой ГК РФ».
Судьи подчернули, что с 2009 года случились большие изменения в нормативном регулировании вопросов юридической защиты и защиты прав на итоги интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Например, был принят Федеральный конституционный закон от 6 декабря 2011 г. № 4-ФКЗ «О введении изменений в Федеральный конституционный закон «О системе правосудия РФ» и Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в РФ». Этим законом в системе арбитражных судов РФ был сделан первый специализированный суд – Суд по интеллектуальным правам.
Этот суд начал работату с 3 июля 2013 года. В его ведении находятся все споры об обжаловании нормативно правовых юридических актов всех уровней в сфере юридической защиты итогов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Помимо этого, суд стоит на защите прав юрлиц, ИП и несложных граждан в области защиты итогов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юрлиц, товаров, работ, услуг и учреждений.
Но, суды общей юрисдикции и арб суды все равно продолжают пересматривать дела, связанные с защитой интеллектуальных прав. Так, в обзоре приведены данные, что:
В 2014 году арбитражными судами субъектов РФ рассмотрено 10 109 дел, связанных с защитой интеллектуальных прав, что на 1,11 % больше, чем в 2013 году. Значительное количество рассмотренных заявлений в суд приходится на дела, связанные с защитой авторских и соседних прав (51%), и вдобавок прав на торговые знаки (21%).
Сумма удовлетворенных арбитражными судами притязаний о компенсировании расходов либо взимании компенсации по делам о защите исключительных прав в 2014 году составила 192 миллионов рублей. Наряду с этим всего по спорам, связанным с защитой интеллектуальной собственности, арбитражными судами субъектов РФ в 2013 году стребовано 3 389 196 000 рублей., в 2014 году –1 900 414 000 рублей.
В таких случаях Суд по интеллектуальным правам выступает в роли кассационной инстанции. Так, разумеется, что в далеком прошлом назрела потребность обобщить сложившуюся практику судов, чтобы судьи и адвокаты в своей работе имели возможность руководиться юридической позицией Верховного суда РФ.
Нужно подчернуть, что споры по интеллектуальным правам в далеком прошлом прекратили быть уникальностью в русском практике судов. Было бы громадной оплошностью полагать, что такого рода неприятности касаются лишь изобретателей, имеющих патенты, авторов либо больших предпринимателей, произвёдших регистрацию свой торговый символ. В действительности, участниками такого спора в состоянии обычные магазины, кафе, рестораны либо автоперевозчики. Так как объектом расследований может стать даже наименование учреждения. Исходя из этого знакомство с обзором Верховного суда окажется нужным для любого корпоративного адвоката.
Что касается самих дел, которые решили привести судьи в качестве эталонных случаев, то они охватывают основные направления в защите интеллектуальных прав. Так, Верховный суд обратил особенное внимание, что согласно с законом от 2 июля 2013 г. № 187-ФЗ с 1 августа 2013 года к подсудности Мосгорсуда была отнесена обособленная группа дел. Лишь этот суд пересматривает все судебные дела, связанные с защитой исключительных прав на продукцию киноиндустрии и телевидения, размещаемую в информационно-телекоммуникационных сетях, включая интернет. В случае если по таким случаям уже были приняты подготовительные обеспечительные меры в соотношении со статьей 144.1 КоАП РФ.
Помимо этого, в обзоре приведены реальные обстановки и решения суда, из коих оказывается ясно, что:
- Исключительное право не подлежит защите методом взимания компенсации морального ущерба, потому, что является имущественным правом.
- Возможность взимания компенсации за нарушение исключительного права на произведение не зависит от того, знал ли нарушитель о неправомерности своих деяний.
- Различие текстов двух произведений по смысловой нагрузке, характеру изложения и их ориентированность на разные читательские аудитории сами по себе не являются условиями, изымающими обстоятельство заимствования фрагментов одного произведения из другого.
- Компания эфирного и кабельного вещания в деле о защите ее соседних прав обязана подтвердить, что публичное выполнение телепередачи выполнялось ответчиком в месте с платным входом.
- Деяния курьера только по доставке книги от отчуждателя приобретателю не являются применением находящихся в ней произведений, указанным в пункте 2 статьи 1270 ГК Российской Федерации.
- Исключительное право на программу для ЭВМ, сделанную в рамках выполнения установленных для сотрудника (автора) рабочих обязанностей, перво-наперво появляется у работодателя, в случае если другое не предусмотрено контрактом.
- Должностное задание на создание произведения может быть дано работодателем лишь в пределах установленных для сотрудника (автора) рабочих обязанностей.
- Досрочное завершение деяния патента влечет завершение обязательства компании по оплате поощрения авторам изобретения за его применение.
- Разработка проектной документации, в которой использован всякий показатель изобретения, может быть квалифицирована как применение изобретения.
- Противоправное размещение нескольких различных товарных знаков на одном материальном носителе является нарушением исключительных прав на всякий торговый знак.
- Противоправное применение торгового знака при помощи реализации товара, изображающего торговый знак, является нарушением исключительных прав на таковой торговый знак.
От редакции: практика Суда по интеллектуальным правам продемонстрирована в в системе Консультант Плюс.